Словарь фигур аргентинского танго
с фотографиями элементов и видеоссылками


Шаг (исп. paso) – квинтэссенция танца и танцора танго.
Выделяют:
Шаг с проекцией (нога опережает корпус),
Шаг переносом веса (нога движется под корпусом),
Шаг-падение (нога подставляется под корпус).
Прерванный шаг - нога, на которую вес перенесен не полностью, отпружинивает от пола в обратном направлении, либо с проворотом. Большинство маэстрос называют его траспье (исп. traspié – спотыкание), у других траспье – это подчеркнутое падение в шаг, а шаг-пружинка именуется реботе (исп. rebote – рикошет). Всем им находится свое применение. В милонге, например, можно шутливо качнуть бедрами в сторону от оси.

Испано-английский словарь танго-терминов. Если Вам доведется попасть на семинар к аргентинцам или читать иностранный блог, вспомните эту страничку. Так, английским словом step обычно переводится другое значение термина paso – связка, фигура.

«It doesn’t matter how many steps you know. What matters is the quality of each step.» – Неважно, сколько элементов ты знаешь. Важно качество каждого шага.

В танго таз, колени и стопы смотрят в одном направлении, что весьма удобно с точки зрения анатомии, объятия и ведения. Поэтому шагать можно вперед (исп. paso adelante), назад (исп. paso atràs) и в сторону (исп. apertura – дословно, «открытие»). Пойти по диагонали можно двумя способами так, чтобы объятие не развалилось: либо довернуться на опорной стопе, и тогда это будет шаг в сторону, либо развернуть всю нижнюю половину тела по вектору будущего движения, оставив грудь обращенной внутрь пары. Шаг вперед или назад в скрученном положении называют скрестным (исп. cruce adelante, cruce atràs; англ. cross forwards, cross backwards) или, для гладкости, обозначают как «очо вперед / назад», поскольку фигура очо строится по тому же принципу: скручивание, шаг, раскручивание.

Прогулка (исп. caminada, англ. walk) – шаги, не прерываемые фигурами, в обычном объятии: партнер идет вперед, партнерша – спиной вперед, по линии танца. Для свободы маневра нам пригодятся «пружинки» со сменой направления, чтобы избегать столкновений на танцполе. Прогулки бывают в:
параллельной системе - партнер ступает практически по следам партнерши, с поправкой на смещение в объятии,
перекрестной системе - правая стопа партнера преследует правую стопу партнерши,
в обход партнерши - справа или слева без ущерба для постуры и объятия.
Прогулками в сценической «теневой позиции» (исп. doble frente – двойной перед, al revés – наизнанку) изредка балуются виртуозы и вундеркинды.

Так на уровне прогулок и пружинок можно погрузиться в полноценный танец: слитный, музыкальный, с характером, владея тремя темпами:
1) шаги в сильную долю – исп. tiempo, англ. beat,
2) удвоение – исп. doble tiempo, англ. double beat,
3) один долгий шаг за два бита, то есть раз в такт, – и чувствуя акценты (затакт – contratiempo / off-beat, синкопа – síncopa / syncope)

americana

Американа (исп. salida americana, «выход по-американски»): повернув лица и открытую сторону объятия по линии танца, пара ступает в этом направлении зеркально, чередуя скрестные шаги вперед с боковыми. Также есть вариант с шагами вперед бок о бок. Позиция берет начало от канженге, а названием обязана любви Голливуда, усмотревшего в ней особо знойную экзотику.

Пробежка (исп. corrida, corridita) – хитрая цепочка из быстрых шагов.

Бальдоса (исп. baldosa – плитка), «милонговый квадрат», «салида без креста» – учебная связка шагов: с правой ноги назад (для партнерши – с левой вперед), влево, вперед, вперед, вправо, смена веса.

Очо милонгеро (исп. ocho milonguero – милонгерская восьмерка) – скрестный шаг вперед или назад без поворота бедер. Партнер получает новую возможность управлять то одной, то второй свободной ногой партнерши, забрасывая ее в сторону-наперекрест с опорной ногою. Элемент обильно используется в танго апиладо и частенько – в милонге. Из очо милонгеро вперед и назад, перемежаемых шагом в сторону или сменой веса, составляется хиро милонгеро (giro milonguero – милонгерский поворот пары).

Очо кортадо (исп. ocho cortado – прерванная восьмерка) – это шаг-пружинка ногой партнерши, которая на обратном пути заводится в крест или в скрестный шаг. Активно используется на тех милонгах, где мало свободного пространства.

cross

Крест (исп. cruz, англ. cross) – элемент, в котором свободная нога партнерши по прямой или петлеобразной траектории, заданной корпусом партнера, аккуратно перекрещивается с опорной ногой, впереди или позади: стопа к стопе, колено в колено. Иногда партнер может отсрочить перенос веса и даже вывести дамину ножку обратно. Еще ему вольно «креститься» самому, особенно для устойчивости, а партнерша может тайком украшаться быстрыми фальш-крестиками, не касаясь пола. Впрочем, о розочках на торте поговорим после выпечки торта. Первейшая польза от крестов – переключение между параллельной и перекрестной системами.

Салида крусада, или «8 базовых шагов» (исп. salida cruzada, salida basica; англ. basic eight) – учебная связка, в которой партнер шагает 1) с правой ноги назад (соответственно, партнерша – с левой вперед), 2) влево, 3) вперед, 4) вперед и 5) приставляет правую ногу, вводя партнершу в крест, 6) вперед, 7) вправо, 8) приставляет левую ногу, не забыв перенести вес себе и партнерше. Бессмертное, как гаммы, задание для наработки техники, контакта и музыкальности. В сухом остатке для практического применения остается собственно крест, и уж во всяком случае на милонге исключается шаг 1.

Крест «на весу» называется энганчада (от enganchar – зацеплять), так как свободная нога в проекции меняет направление, влетая в крест, передний или задний, из-за манипуляций с осью. Энганчады имеют отношение к волькадам и кольгадам, но ничего общего с энганчес.

Пивот (от англ. pivot или фр. pivot – ось вращения, вращаться) – проворот на одной ноге. После шага, второй основополагающий элемент в танго. По-русски говорят «поворот», «доверни партнершу», «недовернулась». Пивот требует сбалансировать вес на передней части опорной стопы и как бы ввинтиться ею в пол, пропустив вращательный момент по всему телу.

Ocho

Очо (исп. ocho – 8) по легенде получило название от следа длинной юбки, поспевающей за движением дамы: полвосьмерки туда, полвосьмерки сюда.
Очо вперед (исп. осhо adelante, англ. forward ocho) – это скрестный шаг вперед, обрамленный пивотом до и пивотом после. Чтобы «8» не выглядело как «11», грудь партнерши продолжает смотреться в грудь партнера либо, в одиночном упражнении, в зеркало, в то время как носки, коленки и крылья таза (для краткости – бедра) отворачиваются в сторону будущего шага.
Аналогично, на очо назад (исп. осhо atràs, англ. back ocho) в противоход с грудной клеткой отправляются пятки и ягодицы. После того, того, как шаг сделан и все богатства пришли в равновесие на новой точке опоры, скрученные и растянутые косые мышцы, словно отпущенная резинка, возвращают бедра вместе с освободившейся ногой в положение покоя, либо закручивают их в другую сторону, создавая задел нового движения.

Быстрые мелкие очос, в которых шаг партнерши сокращен до приставки, называются очитос.

Градус поворота до или после шага партнер регулирует разными способами открывать и закрывать пространство, занимаемое женщиной. 1) Скрутка в корпусе партнера поворачивает грудь партнерши, вслед за которой с плавным запозданием «долетают» ее бедра, – общий принцип для всех стилей танго. 2) Добавляется инерция переноса веса, что удобно и в компактном танго милонгеро, и в размашистом танго нуэво. 3) Бедра партнерши поворачивает еле ощутимая встречная равномерная компрессия во всем контуре объятия от лопаток до ладоней, обеспечивая предельную точность тайминга и амплитуды в танго-салоне.

sandwichito

Партнеры любят завершить связку из очос изящной безделицей.
Парада (исп. parada – остановка): оставив партнершу в равновесии посреди шага, преградить ей путь носком свободной ноги.
Пасада (исп. pasada – прохождение, подвох, фортель): перевести-таки даму через препятствие. А та в ожидании может сделать партнеру люстрадупогладить его по штанине тем местечком, где подъем ноги переходит в пальцы (исп. lustrada, англ. shoeshine – полировка обуви). Некогда очень смелый жест «не для всех», ставший почти банальным.

Мордида (арг. mordida – местный вид эклера, от morder – кусать), бесито (исп. besito – поцелуйчик): на видео партнер приставляет стопу к ножке партнерши, остановленной в шаге, и обходит ее, прихватывая второю стопой. Он может разыграть и обратную комбинацию, обставив свою стопу партнершиными.

Для грингос было придумано описание «сэндвич» или «sanguichito», но как назовешь, то и получишь. Вам нежное пирожное с кремом, который выжимают губами, или небрежный бутер из хлеба и колбасы?.. С другой стороны, так сразу понятно, что речь идет о хватательстве нижними лапами, а не о «высокой мордиде» (mordida alta) коленками за коленку.mordida

Молинете (исп. molinete – мельница) называется цикл «очо вперед – апертура – очо назад – апертура – очо вперед…» по окружности, начать и окончить который, в принципе, можно любым из этих шагов. Очень-очень важная штука, из которой делаются другие полезные штуки. Поэтому активно используется как самостоятельное упражнение. В глобальном процессе преподавания танго уже много лет вместо «молинете» обычно говорят «хиро», подчеркивая не так саму схему шагов, как непрерывную круговую динамику в теле и паре, необходимую для фигуры хиро.

Хиро (исп. с арг. акц. giro – верчение, кружение, напр., мяча на пальце или планеты по орбите): партнерша наматывает молинете вокруг оси партнера, который скручиванием-раскручиванием собственного корпуса задает темп и амплитуду ее шагов с поворотами. Ногами он при этом компактно переступает, поддерживая новичково-продолжающий баланс. Или выписывает хитрые кренделя – вроде бы украшения, а на самом деле продвинутые изобретения для динамического равновесия пары. Или с дерзостью, простительной для аса, втыкает в просвет партнершиных шагов сакады да патады (исп. patada, англ. kick – пинок, короткий мах ногой вперед. Простите, увлеклись.

Начинающая пара может с успехом молинетить синхронно вокруг общего центра, – этакий хиро-хоровод на двоих. Эффект центрифуги, возникающий в хиро, незаменим для головокружительного танго-вальса.

Медиохиро (исп. с арг. акц. medio giro или media vuelta – полоборота) – партнер проводит партнершу по дуге вокруг себя несколькими шагами молинете, не образующими полного круга.

Прогулка, крест, очо, хиро составляют базу танго. Когда она уже прочна, можно надстраивать фигуры посложнее.

Баррида (арг. жарг. barrida – метелка), аррастре (исп. arrastrar – тащить) – перемещение стопы партнерши по полу стопой партнера (или наоборот); тем не менее, ведется корпусом.
Кунита (исп. cunita – колыбель) – соприкоснувшись бедрами посреди шага-в-обход, пара совместно перекатывается с ноги на ногу.
Калесита (исп. calesita – карусель) – партнер, прогуливаясь вокруг партнерши, вращает ее на одной ножке, что для обоих является отличной тренировкой по сохранению оси вращения в целости и балансе.
Бисиклета (исп. bicicleta – велосипед): еще одна забава для двух свободных ног, хорошего баланса и неразрывного контакта. Подцепив стопой стопу партнерши, партнер изображает в воздухе траекторию велосипедной педали.





sacada

Сакада (исп. sacar – отнимать, спорт. подавать): визуально мужчина выбивает с места уходящую ногу женщины своей приходящей ногой, которая пересекает траекторию шага партнерши чуть раньше, чем этот шаг завершен. На самом деле, синяков нам тут не надо. Ножка вымещается в процессе совместного переноса веса, и партнер ловко занимает освободившееся пространство. На вымещающий шаг можно повести и партнершу. Всевозможные сакады, мужские и женские, сакады-ловушки, из которых получаются проходящие ганчос, а также вторжения ноги в просвет чужого шага без полного переноса веса на нее – энтрады (исп. entrada – вход) относятся к фигурам высокого пилотажа, но для новичков найдется пара прогулочных вариантов.

Виноградная лоза (англ. grapevine) – зигзаг из скрестных шагов и приставок, в которых можно опознать сильно упрощенное молинете одного или обоих танцоров, разложенное вдоль линии танца или по дуге.

Кадена (исп. cadena – цепь) – последовательность «пружинок», шагов вперед в обход друг друга и апертур вокруг друг друга, которую партнеры совершают поочередно, как будто сплетают косу вдоль линии танца.

Сольтадами называют две фигуры с разрывом объятия (исп. soltar – отпускать, не путать с сАльтадой от saltar – прыгать): 1) пивот партнерши на 360 градусов, ведется за руку над головой, почти как в сальсе; 2) любимые нуэвщиками обходы друг друга шагами хиро с продолжением ведения «из спины» через перенос веса. Но магия близкого объятия такова, что далеко не всем его охота размыкать ради спецэффектов. ;)

boleo

Реботе рикошет – означает также отскок мяча или сгибание ножа. Поэтому так называют эффект пружинки не только в прерванном шаге, но и в прерванном очо: только привел партнершу на ось, и сразу отправил на очо в обратную сторону. Благодаря диссоциации, у нее получается выразительное вращение бёдрами. Из него можно вывести на шаг, а можно на болео.

Болео – от названия охотничьего оружия bolas. Иногда аргентинцы с их небрежной дикцией произносят [voleo], и в этом слышится что-то от volar – летать. Управляя переносом веса и/или диссоциацией, партнер запускает в полет свободную ногу дамы, утяжеленную туфелькой, как метательный шар на веревке. Болеос бывают вперед и назад, линейные (на игре с осью или уровнем) и круговые (на энергии поворота), на соведении, на возврате и на противоходе, замороженные и со сменой направления в процессе.

На снимке – сценическое болео от бедра, перекочевавшее в танго нуэво. В условиях милонги, во избежание жертв, практикуется классическое болео от колена (коленки у партнерши собраны), или низкое «напольное» болео. Если нога чертит над полом широкую дугу, это уже планео (исп. planeo – парение, medialuna – полумесяц). Болео вперед, охлестывающее опорную ногу, называется кастиго (исп. castigo от лат. сastigatio – наказание, бичевание).

Болео, планео и ганчо, выполненные неаккуратно, без оглядки на окружающих, способны произвести немало жертв и разрушений. Поэтому, дамы, без ведения ногами не машем!

gancho

Ганчо (исп. gancho – крючок) – болео, на пути которого встретилась нога партнера (женское ганчо) или партнерши (мужское ганчо), отчего свободная нога на миг обхватила опорную над согнутой коленкой, либо две свободных ноги схлестнулись в воздухе. Вначале ганчо было только мужским. Затем, по легенде, приглашение дамы на ганчо стало интимным намеком, который она могла отвергнуть, сделав кастиго. Смыслы потерялись, вкус движения остался, а мужское заднее ганчо уступило позиции женскому. Ну так, сравните вес мужской и женской пятки…

piernazo

Энганче – ганчо, обнимающее партнера с внешней стороны бедра, или даже на уровне талии, из положения лицом к нему. Если партнер развернет партнершу от себя, чтобы обвиться ее ногою, это будет пьернасо (исп. piernazo – ножища). А еще бывает ганчо «с подковыркой» под опорную ногу в процессе переноса веса, на манер сакады и барриды, только с заплетанием ног. Такое заплетание по-испански называется enlace / enlazada – энласе, энласада. Обратив барриды и сакады в мягкие проходящие ганчос, Норберто Эсбрес изобрел свой фирменный стиль «пульпеадас», от полученного за это прозвища El Pulpo – Осьминог.

Волькада (исп. volcar – валить) – партнер укладывает партнершу на себя. Ось ее становится джойстиком к свободной ноге, которая рисует некую кривую на полу или над полом, приводится в крест или выводится из креста, или ловится в ганчо… Во избежание травм, мужчине нужно провести наклон и возврат партнершиной оси непрерывным петлеобразным движением, не зажимая и не проваливая объятие, а женщине – не поддаваться искушению прогнуться, иначе вес таза усилит нагрузку на поясницу, но вытягивать позвоночник, держа в тонусе руки, пресс и упираясь стопой в пол.

Инклинада (исп. inclinada – наклон, apile – сгребание, carpa – палатка, puente – мост) была популярна в старом танго. Партнер плотно подпирает даму всей грудью и поддерживает под лопатки всей ладонью, чтобы обезопасить прогиб в спине, а угол наклона ее скрещенных ног плавно регулирует шагами по дуге. Нынче в ходу волькады «через бок», в более ресурсном для позвоночника положении, поддерживаемом широчайшей мышцей спины и косыми – живота; партнерша может опираться как подмышкой на плечо, так и ребрами о грудь партнера.

На фото показана экстремальная амплитуда. Социальные волькады исполняются в границах зоны комфорта.
Тем не менее, изучение волькад и инклинад без тренера строго запрещается.

colgada

Кольгада (исп. colgar – висеть, вывесить) – партнер отвешивает от себя таз партнерши и все, что над ним находится, уравновешивая пару смещением собственного туловища по такому же принципу. А нужно это для совместного вращения c холодком внутри, как когда в детстве кружились, взявшись за руки. Вращение обеспечивает партнер, переступая вокруг опорной ноги партнерши. Как и многая другая круть, кольгады имеют мини-версию, пригодную для милонг, но в полной амплитуде не приветствуются, так как окружающим становится внезапно негде танцевать.

Корте (исп. cortar – рассекать, прекращать) – остановка в середине шага либо понижение на опорной ноге, тогда как свободная характерно выдвинута в проекцию шага или оставлена вытянутой в конце шага. Используется по ходу парад, мордид, баррид, медиалун и как вариант финала.

uroki_tango_sentada

Кебрада (исп. quebrar – ломать) – самый тиражируемый образ аргентинского танго. Это корте, в котором мужчина привлекает женщину к себе, усаживая в глубокий выпад и прогибая назад. На пути от кабаков к салонам, cortes y quebradas подверглись цензуре, так как занимали много места и сопровождались вызывающим соприкосновением бедер. По нынешним временам кебрада в завершении танца подобна старой шутке: «применять редко, умеючи». Позвоночник у партнерши один, репутация у партнера тоже. Легкая и безопасная кебрада рассматривается в теме канженге.

Сентада (исп. sentar – усаживать) – еще один вариант остроумного завершения танца, социально безопасная поддержка, при которой партнер усаживает или забрасывает даму к себе на колено, не забыв возвратить ее в исходное положение.


Комбинировать элементы, перетекающие из одного в другой, можно до бесконечности.
А если еще добавить самостоятельные украшения – адорнос (множ. от исп. adorno)…
Вот самые распространенные из них.

Женские: летучее покалывание пола носочком – пике (исп. picar – клевать), рисование на полу завитка – руло (исп. rulo – локон), всяческие закрещивания и облизывания свободной ноги вокруг опорной. Как делать можно посмотреть на этом видео

Мужские: художественные способы скручиваться и раскручиваться вокруг своей оси в хиро, перенося вес с ноги на ногу – энроске (исп. enrosque – навинчивание), агуха (исп. aguja – иголка), или описывая свободной ногой широкую окружность – ляпис (исп. làpiz – карандаш).

Общие: болео, кастиго, ляпис. Маркады (исп. marcar, отмечать) – касания пола в такт ритмическим рисункам. Салюдос (исп. saludo: приветствие, расшаркивание, салют) – передние и задние фальшкрестики, вроде очень маленьких кастигос на уровне щиколоток. Карисьяс (исп. caricias, ласки) – заигрывания стопой к ноге партнера. Амаге (исп. amague – угроза, финт) – мужское шутовское энганчо или женское украшение-«четверка» (гибрид кастиго и креста). Однако также этим словом называется обманное ведение на шаг перед сменой направления.

У украшений есть свои противники.«Когда ты украшаешься, ты не со мной.» Грасиэла Гонсалес, чьи украшения на вес золота, говорит: «Я уважаю замысел мужчины, а украшаются те, кому скучно и публика важнее пары.» Себастьян Арсе протестует: «Мы же друг для друга это делаем. «Тебе нравится эта рубашка? – А тебе – мой цвет помады?» Пускай женщине с вами будет весело, пускай она смеется!»

Что же делать, если «музыкой навеяло»? Здесь, как в разговоре, необходимо чувствовать, когда уместно сострить или поддакнуть, когда молчать и только слушать, когда произнести мысль про себя (украситься незаметно для партнера), когда обыграть-скомпенсировать ошибку. Иногда украшения даже ведутся, и это своеобразный способ установить тонкий контакт. Заповедей только три: 1) не порушь текущую динамику пары; 2) не скомпрометируй собственный баланс украшениями, недостаточно отработанными в одиночку; 3) не сотвори того, чего в музыке нет.

Учебное танго-видео для развития личной техники

Увы, все известные попытки написать учебник по аргентинскому танго дали больше споров, чем пользы, ибо танго – мутирующий вирус, передаваемый контактным способом. А на уроках все равно веселее!

По материалам сайта: Aliento del Tango