Ох уж эти стили танго

stamps

Как любой обширный клан, который угасал, возрождался и продолжает испытывать приток свежей крови, танго не обходится без споров о наследстве. По редким видео и многим пересказам можно составить представление о стилях отдельных танцоров, которые задавали стиль таких-то районов Буэнос-Айреса таких-то годов. На текущий момент в современном преподавании аргентинского танго заново обозначились три «семейства»: Танго Милонгеро, Танго де Салон, и Танго Нуэво. Гордый род сценического танго – Танго Эсенарио держится особняком, но и в его прихотливой хореографии обычно видна приверженность эстетике и технике одного из этих стилей.

Многие мастера настаивают, что танго – не три слона на черепахе, а один большой слон из притчи о слепцах. «Контакт в паре или есть, или нет; сколько людей, столько стилей; мысль изреченная есть ложь, учиться надо телом.» И будут сто раз правы. Тем не менее, три названных термина заняли прочное место в лексиконе танго. Под ними понимаются некие образы, ощущения, преобладающие принципы движения, которые объединяют людей по вкусам… но нередко и разделяют, настолько, что дружба дружбой, а танцы врозь.

genealogy

Есть какие-то опознаваемые моменты (разные у разных) – это или шаги, или особенности объятья, или определенные моменты в музыке обыгрываются определенным образом, и так далее… это как диалект – если вы оба его понимаете, вы можете вдвоём на нем общаться лучше, с большим взаимопониманием, чем вы можете общаться с другими на «универсальном» языке, без этого общего специфического диалекта.

Neacat

Рассмотрим каждое из направлений в самом характерном виде – помня, что границы между стилями размыты, как между цветами спектра, а сочетания опыта и склонностей в каждой паре дают самые разные оттенки.

Ниже видео – блестящая зарисовка на тему истории танго. В нем три номера. Первый имитирует канженге, «пра-пра-танго» земляных полов 1870х – 1930х. На пыльной площадке можно было чертить вензеля ногами, но, рискуя споткнуться, приходилось передвигаться впритоп. Для особо интересующихся, вот пример настоящих танцоров канженге — Martha Anton и Manolo Salvador. Они — руководители «Mo.C.C.A» — «Movimiento Cultural Canyengue Argentino». Эта организация основана Martha Anton и Manolo «El Gallego» Salvador с целью сохранения и передачи стиля танго-канженге следующим поколениям тангерос. Вернёмся к видео - начнем просмотр поближе ко второму танцу (с 3:25), в котором пара танцует танго милонгеро в объятии апиладо. Наконец, в третьей части видео (с 6:10) мы наблюдаем стиль салон 1940-х – 1950-х. Не то чтобы из милонгеро вырос салон, скорее, салон упростился до милонгеро, но лучше сказать, что две эти ветви развивались параллельно. На полных незнакомцами центральных милонгах Буэнос-Айреса – тесные объятия, печатный шаг. На семейственных районных милонгах – чинные прогулки на своих осях. Оттого знатоки предпочитают термины estilo del centro и estilo del barrio ярлычкам «милонгеро» и «салон», а «этому вашему нуэво» отводят роль метода изложения.

Танго милонгеро – tango milonguero

«Животное о четырех ногах с одним сердцем» – это явно про него.)) Управление телом женщины сосредоточено в мужской груди, к которой прильнула партнерша, впитывая мельчайшие колебания. Оттого, что пара делает мало фигур, увлеченная музыкальностью шагов, а длина шагов чуть менее чем всегда ограничена плотностью танцпола, наблюдателю может показаться, что эти люди спят, укутавшись объятием… и видят сладкий сон.

Орасио «El Pebete» Годой учит, что стиль милонгеро требует фронтального закрытого объятия грудь-в-грудь, так что и бумажка не выпадет, зажатая между корпусами. Танцоры отдают друг другу часть веса, как если бы стояли, прислонившись к стене (эффект карточного домика). Столь плотное объятие и встречный наклон ограничивают возможности скрутки в позвоночнике, отчего корпус и бедра поворачиваются практически вместе, а очо назад и хиро заменяются скрестными шагами (очо милонгеро, хиро милонгеро). Шаги в основном короткие, рубленые, под корпусом и вместе с корпусом; часто употребляется очо кортадо. В довершение образа, партнер ступает на всю подошву, как конь или слон, а левый локоть держит близко: моя женщина, не отдам!

Такой стиль корректней называть танго апиладо (исп. apilar – скирдовать, громоздить штабелями, apilarse – толпиться), чтобы не путать с танго милонгеро в широком смысле слова.

Рубен «Milonga» Тербалька заверяет, что лежать на партнере не обязательно, что некоторый поворот бедрам партнерши можно задать без ущерба для ее поясницы, что динамика шагов может быть очень разной. Ибо танго милонгеро – это всё, что танцуют завсегдатаи милонг между собой и для себя, не стараясь произвести впечатление на зрителя. В плане техники принципиальны неизменное объятие, заземлённость, стабильный уровень опорной ноги без проседания в колене, постоянный контакт свободной ноги с полом.

Прочие заповеди старых милонгерос, а именно: музыкальность, деликатность, недоговорное ведение-следование, импровизация вместо заученных связок, уважение пространства окружающих танцоров, соблюдение ронды, – составляют идеал социального танго в целом.

Технику апиладо проще всего освоить и, если вы планируете танцевать до ста лет без износа и травм, это хорошая инвестиция. Но кто сказал, что танго милонгеро не может быть интересно для молодых и динамичных?

Танго-салон tango de salon

Когда в начале 1900-х танго вошло в приличные дома, установились строгие правила. Никаких фигур, только элегантные шаги и повороты. Никаких прижиманий: между стройными корпусами остается небольшой просвет. Никакой кабатчины – стопа не показывает подошву, «ласкает пол». Никакого фанфаронства – только качество и деликатность. Это называлось танго лисо (исп. гладкое, вылизанное). Ограничение «стопа не выше колена» даже включено в правила российского этапа чемпионата мира по категории «танго-салон», а всяким поддержкам и прыжкам отводится место в номинации «сценическое танго» (tango escenario).

Салонное объятие бывает открытым, закрытым или V-образным (левая грудь партнерши ближе к правому боку партнера, для удобства вращения в закрытую сторону пары). Чувство контакта равномерно распределено между грудью и спиной; тонус рук критичен для обмена информацией, особенно при пивотах. И в постоянном, и в «дышащем» объятии с переменной дистанцией, и даже когда две оси сливаются в общую ось пары, – каждый сам поддерживает свой баланс. Поскольку позвоночники условно вертикальны, возможности скрутки ограничены только лишь гибкостью тел и замыслом движения. У шага выделяется фаза проекции, что расширяет диапазон его длины и темпа. Таким образом, и пивот, и перемещение веса над полом становятся управляемыми в каждую миллисекунду процесса. Всё это придает движениям томную котоватость.

Салон – самый сложный стиль. Кто научится салону, станцует любое танго.
Орасио Годой
(несколько видео в развитие данного тезиса)

В 1930-х продвинутым танцорам захотелось поинтересней использовать шикарные полы, и к 1940-м все фигуры из танго орижеро (исп. orilla – окраина), придуманные босяками полвека назад, обрели облагороженные очертания, в которых и остались процветать. В основе большинства фигур лежали cortes – остановки, прерывающие течение прогулки (caminada). Соответственно, существовало tango con cortes для сцены и media corte elegante для танцевания в обществе.

Танго нуэво tango nuevo

А потом настала эра высоких технологий. И пришли два другана – Фабиан Салас и Густаво Навейра, и разобрали танго с фигурами на составляющие, и стали с этим конструктором экспериментировать, чтобы удобнее было преподавать. Тему подхватили Хулио Бальмаседа и Чичо. Оказалось, если позволить больше эластичности объятию, активнее эксплуатировать инерцию, ощущая тело как систему подвижно связанных объемов и весов, подчеркнуть фазы импульса и расслабления, поиграть с уровнем в коленях, из равновесия на своих осях повыходить в равновесие вокруг общей оси, – то нога полетит выше, талия скрутится круче. А на принципе маятника (волькада), центробежной силе (кольгада) и противоходах можно будет кататься, как на качелях-каруселях, чуть ли не в каждом шаге.

И понеслось! Нуэво быстрое, нуэво медленное, салон различной степени нуэвистости. Новые возможности для тех, кто хорошо усвоил классическую базу. Индульгенция для тех, кто не хотел стоять, ходить, водить и слушать, махать и скручиваться по-традиционному, – не научился и в новом стиле, чем несколько подпортил ему репутацию.

Ситуация типичная для современного искусства. Чтобы «я так вижу» не читалось как «иначе не умею», а приличные партнерши и партнеры не стеснялись с вами танцевать… граждане юные гении! Раньше гипсовых торсов и портретов с натуры, пожалуйста-пожалуйста, не беритесь рисовать Гернику. На иные милонги в Европе просто больно смотреть. Не умея толком стоять на ногах и вкусно обниматься, пары видят себя в равных правах с сотрясателями устоев, а получается… немножечко не то: «Знаешь, Изя, то, шё ми считали за оргазм, так это была астмаЧто уж говорить о музыкальности, которую в погоне за свободой тоже оставляют за бортом, тогда как сами танго-революционеры остаются музыке неукоснительно верны.))

Отметим вслед за режиссером Сокуровым, что чем больше в искусстве канонов, тем дольше оно живет во времени, будоража внимание и воображение. Подтверждения – повсюду, будь то японская гравюра или реконструкция доспехов. Канон дает творцу точку опоры, и ничто так не пробуждает индивидуальность, как обыгрывание ограничений (запрети ученику уводить партнершу с опорной ноги, и он придумает фигуры, о которых раньше не подозревал).

Мы в Tango Bravo уважаем все стили и под хулиганистое настроение очень даже любим поисследовать границы, но стремимся совершенствоваться в русле классического танго – милонгеро и салона, в которых, чтобы получить «тангазм», не обязательно завязываться узлом. Ласковые объятия, летучие шаги и бисерные шажочки, смакующие богатство музыки. Сочные очо, острые болео, мягкие сакады, щегольской флирт на уровне стоп. Дразнящее энганчо или хлесткое ганчо изредка, но к месту…

Даже маститые мастера шоу вам подтвердят, что для счастья на милонге нужно не так уж много движений. Главное – не ЧТО, а КАК и ЗАЧЕМ.

Ты плохо танцуешь? Так чья в том вина?
Не с той стороны ты пощупал слона!
Коллективное творчество

По материалам сайта: Aliento del Tango